МАДОУ "Детский сад № 23" г. Перми
Заведующий: Новоселова Елена Леонидовна
Прием родителей: ул.Мира,7а, среда 8:00-17:00
Предварительная запись on-line или по тел: +7 (342) 280-24-63

+7 (342) 280-30-78
+7 (342) 280-12-09
+7 (342) 280-24-63

эл.почта: detsad23@mail.ru

Корпус 1: ул. Стахановская, 9
Корпус 2: ул. Самолетная, 28
Корпус 3: ул. Мира, 7а

Учитель-Логопед

Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка

Речь - одна из линий развития ребенка.

 Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка, в общении с окружающими его людьми.

Речевая среда, в которой ребёнок  находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи.

Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание  в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Родителям необходимо знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми.

Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.).

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, родители должны побуждать  их отвечать, а они имеють возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.

Родители должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Итак, неправильное произношение может  закрепиться в результате следующих причин:

1) Неправильная речь окружающих. Встречающиеся в ней некоторые из перечисленных недочетов поддерживаются в речи детей.

2) Недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих. Они не показывают в трудных случаях, как следует артикулировать данный звук, не поправляют ребенка, не вызывают его интереса к произношению. Предоставленный своим собственным силам, он не всегда удачно и вовремя преодолевает трудности произношения.

3) Непосильная для ребенка речевая нагрузка. Взрослые часто побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них речевой материал. Нередко «усердные» родители  игнорируют   возрастные особенности  речи ребёнка настойчивыми исправлениями и требованиями говорить правильно. В результате переутомления физиологических механизмов речи речевые неправильности еще более закрепляются и даже преумножаются. Кроме того, у ребенка тускнеет интерес к речи, к правильности ее, так как энергия его к изучению языка напряжена до тех пор, пока он видит перед собой нужное и необходимое, и падает, когда он чувствует, что от него требуется непосильное.

4) Неблагоприятная обстановка, среди которой живет ребенок в период развития своей речи: постоянный шум, крики, суета, оглушающие ребенка, утомляющие его и мешающие ему четко воспринимать речь окружающих.

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

В раннем детстве мы можем заметить, какой у ребенка формируется характер. Представим себе ребенка с дефектом речи, который не посещает детский сад. Он не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Сверстники не смеются над ним, не дразнят его. Он раскован, разговорчив, охотно общается. Точно такой же ребенок, посещающий детский сад, будет подвергаться насмешкам, обидным замечаниям, в концертах на детских утренниках такие дети не участвуют, воспитатели не допускают их на выступления. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно, он постарается не принимать участия в речевых играх.   Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми дефектами становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

Эмоциональное общение взрослого с ребенком является важнейшей предпосылкой становления вербальных (речевых) форм коммуникации. Для полноценного развития речи необходимо как общение со взрослыми, так и со сверстниками.

Также, родителям рекомендуется соблюдать ряд правил:

1.   Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка, не перегружайте его речевыми занятиями;

2.   В общении с ребёнком всегда следите за своей речью;

3.  Не подстраивайтесь под лепет вашего малыша, говорите с ним не торопясь, чётко произносите звуки и слова;

4.  Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка, но ни в коем случае не смейтесь над ним;

5.  Не оставляйте вопросы детей без ответа, убедитесь, что ваш ответ понятен ребёнку.

6.  При необходимости    обследуйте  ребёнка у детского невропатолога, психолога, логопеда, отоларинголога.

 В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Роль семьи в речевом развитии ребенка значима; что все усилия воспитателей без помощи родителей недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

 Хорошего результата в речевом развитии ребенка можно достичь только при условии согласованных действий родителей, воспитателей и логопедов. Для этого необходимо наладить взаимодействие семьи и детского сада, которое подразумевает, что все окружающие ребенка люди (родители и педагоги) действуют взаимосвязанно — решают единые задачи, согласовывают свои действия и наблюдения.

Занимаясь с ребенком, родители должны поддерживать  хорошее, доброе настроение, набраться терпения и не раздражаться, далеко не все будет получаться с первого раза.  Почаще  хвалите  ребенка и радуйтесь с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный  настрой – залог  успеха.

Всегда помните – благополучие малыша целиком и полностью зависит от родителей!

Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае https://perm-deti.ru/

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Независимая оценка качества образования (perm.ru)

Информационно-образовательные ресурсы:

Официальный сайт министерства образования и науки РФ
www.mon.gov.ru

Результаты независимой оценки качества оказания услуг

http://bus.gov.ru/pub/independentRating/list 

Официальный сайт Министерства образования и науки Пермского края, раздел "Независимая оценка"

http://minobr.permkrai.ru/activity/nezavis_ocenka/


Федеральный портал "Российские образование"
www.window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.scool-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
www.fcior.edu.ru
Единый портал
permedu.ru
Информационно-развлекательный портал для детей и подростков:
http://персональныеданные.дети

Наша группа Вконтакте: https://vk.com/dsadik23